10 ноября 1928 года родился выдающийся итальянский композитор, живой классик в истории кино Эннио Морриконе!
Работая с конца 1940-х, Морриконе давно и оправданно слывет одним из самых изобретательных, влиятельных и плодовитых композиторов, когда-либо сочинявших для кино.
Морриконе приложил руку к десяткам великих фильмов, продал десятки миллионов пластинок, выиграл все призы на свете - и при этом никогда не работал за пределами родного Рима и даже не знает английского.
Свою дебютную композицию Эннио написал в возрасте шести лет, а первым учителем будущего классика был его отец Марио, познакомивший сына с нотной грамотой и азами игры на нескольких музыкальных инструментах. Больше других юному Морриконе приглянулась труба, на которой он играл, пока не стал аранжировщиком на радио и телевидении.
Несмотря на то, что имя Морриконе принято связывать с вестерном, его послужной список охватывает более-менее все жанры и пересекается с десятками других славных биографий, от земляков калибра Бертолуччи, Пазолини и Торнаторе до голливудских светил вроде Малика, Стоуна и Де Пальмы.
Примечательно, что свой, возможно, главный хит «Chi Mai» (в СССР известный как мелодия из «Профессионала» с Бельмондо) Эннио написал декадой ранее для малоизвестной драмы «Маддалена».
На протяжении многих десятилетий Морриконе оставался активным и за пределами кино, еще в 1963 году став соавтором прогремевшего на всю Европу шлягера в исполнении Пола Анки и сработавшись с тех пор с артистами в диапазоне от Мирей Матье и Демиса Руссоса до Стинга и Pet Shop Boys. Имеется в резюме итальянца и официальная тема чемпионата мира по футболу 1978 года.
Последней коллаборацией Морриконе и Леоне оказался гангстерский эпос «Однажды в Америке» - лебединая песня режиссера, через несколько лет умершего, планируя 100-миллионный проекте о блокаде Ленинграда, в который успели вписаться Роберт Де Ниро и, куда без него, Эннио. Увы, один из лучших саундтреков Морриконе остался без внимания Киноакадемии - американские прокатчики фильма элементарно не подали необходимые документы.
Отношения с «Оскаром» у итальянца долгое время не складывались - вплоть до того, что однажды его во всех смыслах оригинальной музыке к «Миссии» академики предпочли обновленные Херби Хэнкоком аранжировки чужих джазовых стандартов (Морриконе впоследствии заявил, что его «ограбили»). Лишь в 2007 году, после пяти номинаций, мэтр удостоился почетного «Оскара» (из рук переводившего его благодарственную речь Клинта Иствуда).
Но самый последовательный из знаменитых поклонников Морриконе - это, конечно, Квентин Тарантино. Великий режиссер виртуозно использовал музыку Эннио в обеих частях «Убить Билла», «Доказательстве смерти» и «Бесславных ублюдках» - после чего исполнил, наконец, свою давнюю мечту и уломал итальянца сочинить оригинальную песню («Ancora Qui») для «Джанго освобожденного».
Годом позже Эннио заикнулся было, что больше он работать с Квентином не будет - но потом передумал, чем осчастливил и всех нас, и режиссера, и даже, думается, себя.
Написав музыку к прошлогодней «Омерзительной восьмерке», Морриконе заработал долгожданный соревновательный «Оскар», став в возрасте 87 лет самым пожилым лауреатом в истории Киноакадемии!
___________________
Не забудьте подписаться на наш журнал - Аллея Звёзд